postheadericon Страничка педагога-психолога

Рекомендации для родителей

«Как готовить ребенка к поступлению в детский сад»

Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно в ближайшее время, поскольку колебания родителей передаются детям.

            Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения, формировать у ребенка привычку вовремя ложиться спать и вовремя вставать, принимать пищу и бодрствовать по часам.                                                      Планомерно, постепенно подводите ребенка к четкому его выполнению. Организм ребенка раннего возраста достаточно пластичен, поэтому перестройка ритмов сна и бодрствования происходит в течение недели. Чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включите бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой.

            Если ребенок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь изменить данную привычку и предоставить ему возможность уснуть самостоятельно. Ломка сложившихся стереотипов при укладывании спать приводит адаптирующегося ребенка к негативным реакциям. Поэтому лучше это сделать в домашних условиях, не торопясь, постепенно, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

            Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушкой поможет ребенку отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций.

            Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте детские парки, площадки, берите с собой в гости. Наблюдайте, как он себя ведет: легко находит общий язык с окружающими, хочет общаться или, наоборот, замкнут, застенчив, робок, конфликтен в общении. Учите ребенка общению с окружающими людьми: как подойти, познакомиться с детьми, предложить свои игрушки, спросить что-либо, поблагодарить, попросить и т.д., что при этом надо сказать. Называйте других детей в присутствии ребенка по именам. Спрашивайте его дома о знакомых детях: Диме, Анжеле, Саше, Оле и т.д. Поощряйте обращение ребенка к другим людям за помощью и поддержкой, а также любой другой вид общения с окружающими в вашем присутствии.

            Готовьте ребенка к временной разлуке с близкими людьми, внушайте ему, что он уже большой и должен обязательно ходить в детский сад, — все дети ходят, что в детском саду очень хорошо, интересно. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, что они делают, чему учатся.

            Если родителям удается приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения, сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умение общаться со сверстниками, занять себя, то адаптационный процесс будет для него менее болезненным.

 

Полезные советы родителям в период адаптации ребенка к ДОУ

  • В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
  • Старайтесь   не   нервничать,   не   доказывать   свою   тревогу   накануне   его поступления в ДОУ.
  • В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
  • Постоянно  обращайте внимание на отклонения в  поведении  и здоровье малыша.
  • Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период.
  • Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
  • На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, сократите просмотр  телевизионных  передач,  старайтесь  щадить  его  ослабленную нервную систему.
  • Одевайте ребенка в детский сад в соответствии с температурой воздуха в группе. Обращайте внимание на аккуратность и опрятность его внешнего вида.
  • Эмоционально поддерживайте малыша:  чаще обнимайте,  поглаживайте, называйте ласковыми именами.
  • Будьте терпимее к его капризам. При явно выраженных невротических реакциях оставьте дома.
  • Выполняйте предписания врача, советы и рекомендации педагога.
  • Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте домой вовремя.
  • Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез — это может быть вызвано просто плохим настроением.

 

АНКЕТА

«ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОУ?»

             Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное — 3 балла

Неустойчивое — 2 балла

Подавленное—1 балл

Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин) — 3 балла

Долго не засыпает—2 балла

Неспокойно—1 балл

Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка

(укачивание, колыбельные и пр.)?

Да — 1 балл

Нет — 3 балла

Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч — 3 балла

1ч — 1 балл

Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший — 4 балла

Избирательный — 3 балла

Неустойчивый — 2 балла

Плохой — 1 балл

Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно — 3 балла

Отрицательно — 1 балл

Просится ли Ваш ребенок на горшок?

Да — 3 балла

Нет, но бывает сухой — 2 балла

Нет и ходит мокрый — 1 балл

Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)

Да — 1 балл

Нет — 3 балла

Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да — 3 балла

Иногда — 2 балла

Нет — 1 балл

Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да — 3 балла

Иногда — 2 балла

Нет — 1 балл

Как Ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Не играет сам — 1 балл

Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Трудно — 1 балл

Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Трудно — 1 балл

Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко — 3 балла

Тяжело — 1 балл

Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть — 1 балл

Нет — 3 балла.

 

Прогноз адаптации:

готов к поступлению в ДОУ — 55 — 40 баллов;

условно готов — 39—24 балла;

не готов — 23—16 балл

Истерики у ребенка: шпаргалка для родителей

       Родителям может быть нелегко помогать своему ребенку во время истерики, при этом им сложно не испытывать сильные негативные чувства. Эту статью написала американская родительская группа «Bridge Kids of New York», участники которой решили поделиться с другими родителями собственным опытом.
       Родители обращаются в нашу группу за поддержкой по самым разным вопросам. Неудивительно, что истерики — это одна из самых частых проблем, о которой мы слышим. Почему это неудивительно? Потому что, на самом деле, все люди закатывают истерики время от времени! В 5 или 35 лет, с каждым может случиться. Нашим малышам, которые все еще учатся правилам, ожиданиям, эффективному поведению и самоконтролю тем более позволительно устраивать истерики время от времени, и нередко это часть процесса обучения. Так что вот несколько советов всем родителям, которым приходится иметь дело с истериками:

Глубоко вдохните.
Проанализируйте, в чем причина истерики.
Постарайтесь никак не подкреплять ее.
Сохраняйте равнодушное выражение лица и равнодушный тон голоса.
Отключитесь от посторонних.
Помните о картине в целом.
Поймите, что это обучающий момент для вашего ребенка.
Принимайте объективные решения, а не эмоциональные.
Прекратите винить себя.
Глубоко вдохните.
       Истерики могут вызывать стресс у всех присутствующих! Родители могут испытывать замешательство, досаду и смущение в случае истерики ребенка — в этих чувствах нет ничего необычного! Но вот в чем дело: чем дальше ваш ребенок от спокойствия, тем важнее сохранять спокойствие вам. В конце концов, кто-то должен это делать! Все эмоции, которые вы чувствуете в этот момент, оправданны и нормальны. Признайте, что они существуют. А потом сделайте глубокий вдох и отпустите их. Самая важная помощь, которую вы можете оказать ребенку во время истерики — сохранять спокойствие.
Анализируйте, в чем причина истерики, и старайтесь не подкреплять ее
У любого поведения есть причина. Возможно, вам не совсем понятна причина истерики, но она обязательно выполняет какую-то функцию. Для того, чтобы справиться с ней и предотвратить истерики в будущем, мы должны проанализировать, что происходит. Надо стать детективами истерик! Подумайте о том, что произошло непосредственно перед истерикой (это называется антецедент). Вы говорили по телефону, не обращая внимания на ребенка? Другой ребенок взял его любимую игрушку? Вы попросили его сделать что-то сложное? Если посмотреть на то, что произошло непосредственно перед этим, можно понять, почему произошла истерика. Также важно подумать о том, как вы обычно реагируете в таких ситуациях — причина может быть именно в этом (и, возможно, именно свою реакцию вам нужно будет изменить).
         Если поняли, почему началась истерика, следующий шаг — не поддаваться и не позволять ребенку добиться истерикой того, что ему нужно. Например, если ребенок кричит в магазине, потому что вы не дали ему взять коробку шоколадных конфет, очень важно, чтобы в результате вы конфеты так и не купили. Любые уступки по причине истерики приведут к повышению вероятности того, что истерика повторится. Так что держитесь и оставайтесь сильными!
        Сохраняйте равнодушное выражение лица и равнодушный тон голоса
Все мы люди, и для нас естественно поддаваться эмоциям в ситуации стресса. В случае истерики у ребенка мы все можем вести себя не лучшим образом. Но в эти моменты напоминайте себе, что ваше лицо и голос не должны выдавать то, что вы чувствуете. Пусть ваше лицо и тон говорят о том, что истерика никак на вас не влияет (даже если внутри все наоборот!). Попробуйте побыть актером, наденьте маску полнейшего равнодушия!
          Согласитесь, истерика дома и истерика на публике вызывает совершенно разные чувства. В общественном месте есть дополнительные угрозы безопасности ребенка (например, он может выбежать на проезжую часть), кроме того, нам всем знакомы эти чертовы осуждающие прохожие! Вы прекрасно понимаете, о ком речь. Люди, которые совершенно не понимают, что переживаете вы и ваш ребенок, или те, кто изображают непонимание, потому что у их-то ребенка истерик никогда не было (сарказм). Также встречаются люди, которые из самых лучших побуждений хотят вам помочь, но делают все только хуже. Вы знаете, милая старушка, которая начинает объяснять, что мамочка купит тебе конфетку, если перестанешь так плакать. К сожалению, вы не можете контролировать, что будут говорить, делать или думать другие люди. К счастью, вы можете контролировать, что ВЫ будете говорить, делать и думать! В такие моменты лучше просто отключиться от чужих слов и взглядов и полностью сосредоточиться на вашем ребенке и на том, что для него важно.
       Хорошо, вы посередине истерики. Можете ли вы прекратить истерику за минуты или даже секунды? Во многих случаях, наверное, можете. Иногда для этого достаточно все той же конфетки. И какой это соблазн! Именно поэтому важно думать о картине в целом и долгосрочной перспективе. Цель не в том, чтобы прекратить эту конкретную истерику в этот конкретный момент времени. Цель в том, чтобы истерики повторялись как можно реже. Нам важно уменьшить любое поведение, которое мешает успеху наших детей, и закрепить то поведение, которое помогает им быть успешными. Любые уступки и поблажки во время истерики покажут ребенку, что истерика ему полезна. И в следующий раз, когда ему что-то не понравится, поведение начнется снова. Конечно, проще сказать, чем сделать, но попробуйте думать о картине в целом — потом себе спасибо скажете!
Поймите, что это обучающий момент для вашего ребенка
Каждый момент каждого дня — обучающий. Это относится ко всем, кстати, не только к нашим детям! Верите или нет, но во время истерики ребенок тоже учится. Он учится многому! Он учится, делает ли мамочка так, как говорит. Он учится, последовательны ли вы в своих решениях или нет. Он учится правилам и ограничениям, а также их отсутствию. Он учится, какие виды поведения эффективны, а какие нет. Он учится, как реагировать, когда что-то идет не так, как ты этого хочешь. Список можно продолжить! Так что вспомните об этом, когда у ребенка истерика, и сосредоточьтесь на том, чему вы действительно хотите его научить! Более того, помните, что учиться иногда тяжело. Нормально, если у ребенка возникают трудности в учебном процессе, ведь вы (и все мы!) рядом, чтобы помочь ему научиться.
        Сразу же признаем, что во время сильной истерики, особенно в общественном месте, сохранять полную объективность попросту невозможно. Но постарайтесь насколько это возможно не принимать истерику на свой счет и не идти на поводу эмоций. У истерики ребенка есть какая-то причина, но эта причина не в том, что он хочет задеть ваши чувства. Так что найдите пару секунд, чтобы посмотреть на ситуацию со стороны, как объективный наблюдатель. Помните, что вам важно понять, почему что-то происходит, а излишние эмоции могут вам помешать. Пусть ваши решения и реакции будут основаны на фактах, а не на чувствах.
Прекратите винить себя!
        Вы не плохие родители. Ваш ребенок не плохой. Вы далеко не единственные родители детей, у которых бывают истерики. Вы не должны быть идеальными круглые сутки. Вы можете ошибаться. Ваш ребенок может ошибаться. Все в порядке. Это часть процесса. Выше голову, все получится!
Примечание: Если поведение ребенка опасно для него самого или для окружающих, мы настоятельно рекомендуем как можно скорее обратиться к медицинскому специалисту, а также к поведенческому аналитику. Безопасность всегда должна стоять на первом месте.

 

Советы родителям будущих первоклассников

  • Занимайтесь с ребенком, если вам это приятно и интересно и у Вас хватает терпения, спокойствия. Если это не удается, лучше обратиться к специалистам.
  • Перед выбором школы проконсультируйтесь о состоянии здоровья ребенка у врачей — невропатолога, офтальмолога, отоларинголога, психолога.
  • Обеспечьте рациональный режим дня (здоровое питание, чередование отдыха и   занятий, физкультура). Это залог собранности, организованности, дисциплины.
  • Развивайте мелкую моторику рук для успешного овладения прописью, учебным материалом, речью. Для этого полезны занятия лепкой, рисованием, конструированием, вырезанием из бумаги, нанизы­ванием бус, шнурованием и т.д.
    ?Формируйте у детей познавательный мотив к учению, интерес к школьной жизни. Желание узнавать новое и получать знания важнее внешней атрибутики: например, красивый портфель. Иг­райте в игры «Чего не стало?», «Что изменилось?» и др.
  • Верьте в возможности Вашего ребенка — это поможет ему ощутить комфорт, защищенность, уверенность в своих силах. Учите его критически оценивать свои поступки и дела, адекватно относится к замечаниям.
  • Учите ребенка сотрудничеству с детьми и взрослыми. Проследите, как он проявляет себя в играх, умеет ли подчиняться правилам.
  • Исключите из своих бесед негативные высказывания о школьных годах. Это повышает тревожность у ребенка. Говорите только позитивно о школе. Посетите с малышом ближайшую школу или ту, в которую Вы собираетесь его отдать.
  • Развивайте наблюдательность. Наблюдения обогащают ре­бёнка верными, яркими образами окружающей действительно­сти, формируют представления и понятия.

     Начало обучения в школе — сложная пора как для ребёнка, так и для родителей. В этот период ему особенно нужна помощь взрослых:

  • Согласуйте свои требования с рекомендациями учителя, расскажите об индивидуальных особенностях своего ребёнка психологу, педагогу.
  • При выполнении сложного для ребёнка задания разделите его на части и проследите за выполнением каждой части.
  • Продумайте организацию рабочего места, исключите отвлекающие предметы, но продумайте антураж: красивые, яркие, новые атрибуты, необходимые для занятий.
  • Рассказывайте на ночь интересные истории, добрые сказки. Дают разгрузку и развивают ребенка пение, прослушивание музыки, посещение театров и выставок.
Как же узнать, готов ли ребёнок идти в школу?

Попробуйте ответить («да» или «нет») на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребенок к школе.

  1. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25-30 минут (собирать конструктор или пазлы)?
  2. Говорит ли ваш ребенок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдет новых друзей?
  3. Может ли ваш ребенок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?
  4. Знает ли ваш ребенок наизусть несколько стихотворений?
  5. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей ведет себя непринужденно, не стесняется?
  6. Умеет ли ваш ребенок изменять имя существительное по числам (например: рама — рамы, ухо — уши, человек — люди, ребёнок — дети)?
  7. Умеет ли ваш ребенок читать без ошибок по слогам или, что ещё лучше, целиком слова, состоящие из 2-3 слогов?
  8. Умеет ли ваш ребёнок считать до двадцати и обратно?
  9. Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10?
  10. Может ли ваш ребёнок решать задачи на нахождение суммы или разности (например: «В вазе 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов в вазе?»)?
  11. Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например: «Зайчик, вспрыгни на пенёк!»)?
  12. Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?
  13. Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?
  14. Может ли ваш ребёнок обобщать понятия, например, назвать одним словом стол, диван, стул, кресло?
  15. Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?
  16. Знает ли ваш ребёнок название времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?
  17. Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?

       Если Вы отвечали чаще да, чем нет, значит за своего ребенка вы можете быть спокойны. Школьная жизнь для него будет радостной и интересной.

Архивы
Баннеры
belrcoko
departament_obrazovanija
1464106314_6_ehlektronnoe_pravitelstvo
narodn_ekspertiza
8