postheadericon Страничка педагога-психолога

Рекомендации для родителей

«Как готовить ребенка к поступлению в детский сад»

Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно в ближайшее время, поскольку колебания родителей передаются детям.

     Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения, формировать у ребенка привычку вовремя ложиться спать и вовремя вставать, принимать пищу и бодрствовать по часам.                  Планомерно, постепенно подводите ребенка к четкому его выполнению. Организм ребенка раннего возраста достаточно пластичен, поэтому перестройка ритмов сна и бодрствования происходит в течение недели. Чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включите бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой.

            Если ребенок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь изменить данную привычку и предоставить ему возможность уснуть самостоятельно. Ломка сложившихся стереотипов при укладывании спать приводит адаптирующегося ребенка к негативным реакциям. Поэтому лучше это сделать в домашних условиях, не торопясь, постепенно, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

            Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушкой поможет ребенку отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций.

            Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте детские парки, площадки, берите с собой в гости. Наблюдайте, как он себя ведет: легко находит общий язык с окружающими, хочет общаться или, наоборот, замкнут, застенчив, робок, конфликтен в общении. Учите ребенка общению с окружающими людьми: как подойти, познакомиться с детьми, предложить свои игрушки, спросить что-либо, поблагодарить, попросить и т.д., что при этом надо сказать. Называйте других детей в присутствии ребенка по именам. Спрашивайте его дома о знакомых детях: Диме, Анжеле, Саше, Оле и т.д. Поощряйте обращение ребенка к другим людям за помощью и поддержкой, а также любой другой вид общения с окружающими в вашем присутствии.

            Готовьте ребенка к временной разлуке с близкими людьми, внушайте ему, что он уже большой и должен обязательно ходить в детский сад, — все дети ходят, что в детском саду очень хорошо, интересно. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, что они делают, чему учатся.

            Если родителям удается приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения, сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умение общаться со сверстниками, занять себя, то адаптационный процесс будет для него менее болезненным.

 

Полезные советы родителям в период адаптации ребенка к ДОУ

  • В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
  • Старайтесь   не   нервничать,   не   доказывать   свою   тревогу   накануне   его поступления в ДОУ.
  • В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
  • Постоянно  обращайте внимание на отклонения в  поведении  и здоровье малыша.
  • Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период.
  • Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
  • На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, сократите просмотр  телевизионных  передач,  старайтесь  щадить  его  ослабленную нервную систему.
  • Одевайте ребенка в детский сад в соответствии с температурой воздуха в группе. Обращайте внимание на аккуратность и опрятность его внешнего вида.
  • Эмоционально поддерживайте малыша:  чаще обнимайте,  поглаживайте, называйте ласковыми именами.
  • Будьте терпимее к его капризам. При явно выраженных невротических реакциях оставьте дома.
  • Выполняйте предписания врача, советы и рекомендации педагога.
  • Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте домой вовремя.
  • Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез — это может быть вызвано просто плохим настроением.

 

Истерики у ребенка: шпаргалка для родителей

       Родителям может быть нелегко помогать своему ребенку во время истерики, при этом им сложно не испытывать сильные негативные чувства. Эту статью написала американская родительская группа «Bridge Kids of New York», участники которой решили поделиться с другими родителями собственным опытом.
       Родители обращаются в нашу группу за поддержкой по самым разным вопросам. Неудивительно, что истерики — это одна из самых частых проблем, о которой мы слышим. Почему это неудивительно? Потому что, на самом деле, все люди закатывают истерики время от времени! В 5 или 35 лет, с каждым может случиться. Нашим малышам, которые все еще учатся правилам, ожиданиям, эффективному поведению и самоконтролю тем более позволительно устраивать истерики время от времени, и нередко это часть процесса обучения. Так что вот несколько советов всем родителям, которым приходится иметь дело с истериками:

Глубоко вдохните.
Проанализируйте, в чем причина истерики.
Постарайтесь никак не подкреплять ее.
Сохраняйте равнодушное выражение лица и равнодушный тон голоса.
Отключитесь от посторонних.
Помните о картине в целом.
Поймите, что это обучающий момент для вашего ребенка.
Принимайте объективные решения, а не эмоциональные.
Прекратите винить себя.
Глубоко вдохните.
       Истерики могут вызывать стресс у всех присутствующих! Родители могут испытывать замешательство, досаду и смущение в случае истерики ребенка — в этих чувствах нет ничего необычного! Но вот в чем дело: чем дальше ваш ребенок от спокойствия, тем важнее сохранять спокойствие вам. В конце концов, кто-то должен это делать! Все эмоции, которые вы чувствуете в этот момент, оправданны и нормальны. Признайте, что они существуют. А потом сделайте глубокий вдох и отпустите их. Самая важная помощь, которую вы можете оказать ребенку во время истерики — сохранять спокойствие.
Анализируйте, в чем причина истерики, и старайтесь не подкреплять ее
У любого поведения есть причина. Возможно, вам не совсем понятна причина истерики, но она обязательно выполняет какую-то функцию. Для того, чтобы справиться с ней и предотвратить истерики в будущем, мы должны проанализировать, что происходит. Надо стать детективами истерик! Подумайте о том, что произошло непосредственно перед истерикой (это называется антецедент). Вы говорили по телефону, не обращая внимания на ребенка? Другой ребенок взял его любимую игрушку? Вы попросили его сделать что-то сложное? Если посмотреть на то, что произошло непосредственно перед этим, можно понять, почему произошла истерика. Также важно подумать о том, как вы обычно реагируете в таких ситуациях — причина может быть именно в этом (и, возможно, именно свою реакцию вам нужно будет изменить).
         Если поняли, почему началась истерика, следующий шаг — не поддаваться и не позволять ребенку добиться истерикой того, что ему нужно. Например, если ребенок кричит в магазине, потому что вы не дали ему взять коробку шоколадных конфет, очень важно, чтобы в результате вы конфеты так и не купили. Любые уступки по причине истерики приведут к повышению вероятности того, что истерика повторится. Так что держитесь и оставайтесь сильными!
        Сохраняйте равнодушное выражение лица и равнодушный тон голоса
Все мы люди, и для нас естественно поддаваться эмоциям в ситуации стресса. В случае истерики у ребенка мы все можем вести себя не лучшим образом. Но в эти моменты напоминайте себе, что ваше лицо и голос не должны выдавать то, что вы чувствуете. Пусть ваше лицо и тон говорят о том, что истерика никак на вас не влияет (даже если внутри все наоборот!). Попробуйте побыть актером, наденьте маску полнейшего равнодушия!
          Согласитесь, истерика дома и истерика на публике вызывает совершенно разные чувства. В общественном месте есть дополнительные угрозы безопасности ребенка (например, он может выбежать на проезжую часть), кроме того, нам всем знакомы эти чертовы осуждающие прохожие! Вы прекрасно понимаете, о ком речь. Люди, которые совершенно не понимают, что переживаете вы и ваш ребенок, или те, кто изображают непонимание, потому что у их-то ребенка истерик никогда не было (сарказм). Также встречаются люди, которые из самых лучших побуждений хотят вам помочь, но делают все только хуже. Вы знаете, милая старушка, которая начинает объяснять, что мамочка купит тебе конфетку, если перестанешь так плакать. К сожалению, вы не можете контролировать, что будут говорить, делать или думать другие люди. К счастью, вы можете контролировать, что ВЫ будете говорить, делать и думать! В такие моменты лучше просто отключиться от чужих слов и взглядов и полностью сосредоточиться на вашем ребенке и на том, что для него важно.
       Хорошо, вы посередине истерики. Можете ли вы прекратить истерику за минуты или даже секунды? Во многих случаях, наверное, можете. Иногда для этого достаточно все той же конфетки. И какой это соблазн! Именно поэтому важно думать о картине в целом и долгосрочной перспективе. Цель не в том, чтобы прекратить эту конкретную истерику в этот конкретный момент времени. Цель в том, чтобы истерики повторялись как можно реже. Нам важно уменьшить любое поведение, которое мешает успеху наших детей, и закрепить то поведение, которое помогает им быть успешными. Любые уступки и поблажки во время истерики покажут ребенку, что истерика ему полезна. И в следующий раз, когда ему что-то не понравится, поведение начнется снова. Конечно, проще сказать, чем сделать, но попробуйте думать о картине в целом — потом себе спасибо скажете!
Поймите, что это обучающий момент для вашего ребенка
Каждый момент каждого дня — обучающий. Это относится ко всем, кстати, не только к нашим детям! Верите или нет, но во время истерики ребенок тоже учится. Он учится многому! Он учится, делает ли мамочка так, как говорит. Он учится, последовательны ли вы в своих решениях или нет. Он учится правилам и ограничениям, а также их отсутствию. Он учится, какие виды поведения эффективны, а какие нет. Он учится, как реагировать, когда что-то идет не так, как ты этого хочешь. Список можно продолжить! Так что вспомните об этом, когда у ребенка истерика, и сосредоточьтесь на том, чему вы действительно хотите его научить! Более того, помните, что учиться иногда тяжело. Нормально, если у ребенка возникают трудности в учебном процессе, ведь вы (и все мы!) рядом, чтобы помочь ему научиться.
        Сразу же признаем, что во время сильной истерики, особенно в общественном месте, сохранять полную объективность попросту невозможно. Но постарайтесь насколько это возможно не принимать истерику на свой счет и не идти на поводу эмоций. У истерики ребенка есть какая-то причина, но эта причина не в том, что он хочет задеть ваши чувства. Так что найдите пару секунд, чтобы посмотреть на ситуацию со стороны, как объективный наблюдатель. Помните, что вам важно понять, почему что-то происходит, а излишние эмоции могут вам помешать. Пусть ваши решения и реакции будут основаны на фактах, а не на чувствах.
Прекратите винить себя!
        Вы не плохие родители. Ваш ребенок не плохой. Вы далеко не единственные родители детей, у которых бывают истерики. Вы не должны быть идеальными круглые сутки. Вы можете ошибаться. Ваш ребенок может ошибаться. Все в порядке. Это часть процесса. Выше голову, все получится!
 Примечание: Если поведение ребенка опасно для него самого или для окружающих, мы настоятельно рекомендуем как можно скорее обратиться к медицинскому специалисту, а также к поведенческому аналитику. Безопасность всегда должна стоять на первом месте.

 

«Сенсорное развитие и воспитание ребенка 3-4 лет».

         Важной составляющей в развитии ребенка 3-4 лет является сенсорное развитие, которое направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. От уровня сенсорного развития Вашего ребенка зависят его успешность в умственной, физической и эстетической сферах.

В возрасте 3-4 лет ребенок активно усваивает сенсорные эталоны. К сенсорным эталонам относят общепринятые цвета, величины, формы, пространственные положения, вкус, запах и т.д.

В данном возрасте необходимо формировать следующие эталоны: 

формы – плоскостные геометрические фигуры и их названия (квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник, звезда, крест).

цвета – семь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также черный, серый, белый) и называть 3-4 цвета.

величины – отношения по величине между предметами («большой», «маленький», «самый большой» и т.д – сравнение).

стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;тимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;стабилизировать психоэмоциональное состояние;ространственные – расположение предметов в пространстве (вверху, внизу, слева, справа, впереди, позади).

В домашних условиях помочь развить сенсорные эталоны ребенка вы можете следующими способами: 

— с помощью разнообразных окружающих предметов как на прогулке во дворе, так и дома Вы можете с ребенком осваивать такие сенсорные свойства: как твердость, мягкость, хрупкость, пластичность (обратите внимание на игрушки, камушки, листочки, продукты питания и другой окружающий ребенка материал).

— дома есть возможность сравнивать такие сенсорные свойства как:

горячее/холодное, тяжелое/легкое, кислое/сладкое/горькое и др.

Игры дома, на прогулке, в магазине: 

Что бывает круглым? (квадратным, треугольным и т.д.)

Назови все предметы вокруг зеленого цвета? (желтый, красный и т.д.)

Что больше апельсин или мандаринка?

Что слаще апельсин или мандаринка? А какая по вкусу мандаринка?

Если мы в компот бросим соль, а в суп сахар?

Что больше маленький слон или большая мышка (медведь живой или игрушечный)?

Где лежит игрушка?

У Вас есть возможность придумывать свои варианты игр, дети с удовольствием включаются в них! 

Сенсорные игрушки: коробочка с геометрическими формами; вкладыши различных размеров; стаканчики для вкладывания друг в друга; разрезные картинки («Пазл» из 2-8 частей); пирамидки; лото; мозаика, домино, конструктор.

Поощряйте интерес ребенка к предметам окружения и не ленитесь отвечать на его вопросы, больше сравнивайте, сопоставляйте и экспериментируйте тогда Ваш малыш будет считать мир ярким и интересным!

Играйте вместе с детьми!!!

«Песочная терапия, или игры с песком» 

       Взаимодействуя с песком, манкой ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации.

        Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Развивается мелкая моторика рук, что стимулирует развитие центра речи в головном мозге и стимулируется формирование внимания и памяти.

Ребёнок прислушивается к своим ощущениям и рассказывает о них. Игры с песком положительно влияют на психику ребёнка.

     На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает больший интерес, чем письмо на бумаге.

Давайте более подробно разберем, как проводятся игры с песком?

— Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, манку перетирать их между ладонями, сжимать, просеивать, т. е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения:

— “Мне нравится погружать руки в этот песок”

— “Я чувствую тепло песка”;

— “Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони.

— «Мне приятно».

Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы “ходят гулять” по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют “на пианино”.

Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький, средний).

Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, “продавать”, перевозить, лепить из него “угощения” и т. д.

С удовольствием дошкольники играют в “сыщиков” (находят глубоко спрятанную в песок игрушку, в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.

Что же нужно для игр с песком?

Деревянный ящик 50x70x8 см (водонепроницаемый)

Чистый просеянный песок (можно прокалить его в духовке)

Ёмкость для воды, чтобы можно было смочить песок при необходимости. Песок должен заполнять ящик на треть. 

Отпечатки ладошек

Разровняйте поверхность песка и вместе с ребенком по очереди оставляйте отпечатки кистей рук — внутренней и внешней стороны. Чтобы отпечаток получился более четким, необходимо, слегка вдавив руку в песок, немного задержать ее в нем. При этом нужно прислушаться к ощущениям. А потом поговорите о них. Поскольку ребёнку будет трудно сделать это первому, начните сами: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, то ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?»

После того как ребенок расскажет о своих ощущениях, надо попросить его перевернуть руку ладонью вверх. Сделайте то же самое и скажите: «Я перевернул руку, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?»

Сделайте отпечаток ладони, ребенок накладывает свою руку на отпечаток и делится впечатлениями.

Змейка

Проскользните ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и т. д.); можно выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро, — и проложить «трассы»;

пройтись ладошками по полученным «трассам», оставляя на них свои следы;

Загадочные узоры

Создать на песке отпечатками ладоней, кулачков, костяшками пальцев и т. д. всевозможные причудливые узоры и попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, дождинкой, травкой, деревом, ежиком и т. д.)

 

Чьи следы?

Провести по поверхности песка отдельно каждым пальцем сначала правой, а потом левой руки (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим и наконец — мизинчиком, а затем — пальцами обеих рук сразу в той же последовательности; можно оставлять на поверхности песка отпечатки не только одного пальца, а сразу нескольких: двух, трех и т. д. Получатся загадочные следы.

Пофантазируйте вместе с малышом: чьи они?

 

Пуговичный массаж

Предложите ребенку опустить в ящик с песком пуговицы, различные по величине,

форме, фактуре. Необходимо опустить руку в песок (манку) и, совершая различные действия, описать свои ощущения. Можно спрятать в песок различные фигурки, бусинки, монетки, шишки.

Обыкновенное чудо

И наконец, можно безгранично фантазировать, создавая песочные города, космические станции, аэродромы, железные дороги, комнаты для кукол и т. д.

Взаимодействия с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие взрослых и детей. Все это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

 

 

 

 
Архивы
Баннеры
belrcoko
departament_obrazovanija
1464106314_6_ehlektronnoe_pravitelstvo
8